«О том, как я Январь прошивал…» Трактат.
Началось все с того, что в интернете я наткнулся на сайт с кучей разнообразных прошивок для инжевых систем. Т.к. любовь к прошиванию у меня в крови ( вскрывал, изменял и зашивал обратно прошивки на всех телефонах которые у меня были) я не смог сдержаться и начал углубленно изучать суть вопроса. Как оказалось одной прошивкой можно изменить огромное количество параметров авто, в том числе динамику поведения и расход топлива. Скачав около полусотни прошивок я отобрал для себя около десятка исходя из своих требований и манеры вождения. Попутно наткнулся на «Гуру всея прошивок» товарища Паулюса и его творения По отзывам на многочисленных форумах его прошивки обладают исключительной динамикой и достаточно «умеренным» расходом если на давить педаль в пол…. Однако халявный сыр как известно, бывает только в мышеловке и оказалось что прошивки стоят денег, причем не малых (1000 руб.). Старые (2005-2007гг.) его творения выложены в открытом доступе теми кто когда-то их приобретал, однако стоит присматриваться к таким прошивкам со всей внимательностью т.к. множество людей тупо переименовывают всякий хлам в прошивки Паулюса.
Определившись с прошивками пришло время задуматься об адаптере через который они должны будут заливаться в «мозги». Несмотря на то что руки у меня растут из правильного места я не решился паять адаптер самостоятельно ( схемы для самостоятельного изготовления можно найти на сайте Chiptuner.ru), а заказал готовый – « Универсальный адаптер USB для K-L линии BM9213 производства Мастеркит (Masterkit.ru ). Это удовольствие обошлось мне в 975 рублей. Пока адаптер ехал в сторону моего города я продолжал искать инфу по прошивкам в инете, оказалось (ИМХО) что Паулюс в последнее время уже отошел от создания прошивок для ВАЗов и перешел на программирование ино, хотя периодически выпускает обновленные и подправленные версии старых прошивок. На одном из форумов я наткнулся на отзывы о прошивках товарища ledokol’а, отзывы были сугубо положительные. Узнав у него цену (500р) я согласился и заказал….оплатив через терминал оплаты указанную сумму на яндекс-кошелек я уже через 2 часа изучал на своем компьютере свеженькую прошивку. Кстати, большинство прошивок открываются для редактирования программами Chip Tuner Pro версии 3.21 Full и 4.1. Это последние взломанные версии которые я смог найти. При открытии неизвестной для программы прошивки она предлагает выбрать из имеющегося списка похожую или донорскую (т.е. ту, из которой была создана ваша) прошивку. Это нужно для правильного отображения и редактирования калибровок. Т.к. у меня отсутствует ДК я заказывал прошивку без него,с возможностью регулировки СО с диагностического оборудования.
Получив адаптер и дождавшись теплого выходного денька я пошел к своей машине чтобы «вправить» ей мозги Однако все оказалось не так просто как я думал, ни одна из программ для прошивания (Chiploader 1,96 ; Combiloader 2.18, WinFe 1.12) нивкакую не хотела прошивать контроллер выдавая сообщения о отсутствии, хотя все программы для диагностики ( ICD; Diagnostic Tool; ) видели его и позволяли получить всю диагностическую информацию в режиме реального времени. Провозившись с адаптером около 2 часов я пошел домой дабы порыться в интернете и выяснить почему-же всетаки мне не удается прошиться.
Как оказалось все не так просто как мне бы хотелось, для того чтобы прошить Январь 7.2 нужно перед прошивкой подать напряжение +12 вольт на ножку №43 контроллера. Этим мы говорим ему что сейчас будем его прошивать На следующий день взяв с собой ноутбук я вновь отправился на стоянку, разобрал колодку идущую к контроллеру и при помощи иголки подал на 43 ногу положенные 12 вольт. Включил зажигание и …..ничего, опять те-же ошибки Захватив контроллер с собой я пошел домой чтобы попробовать прошить его «на столе». Для этого нужно было изготовить небольшой переходник из 2-х компьютерных IDE шлейфов и подать питание и массу на определенные ноги мозгов:
Январь 7.2:
51,53 контакт ЭБУ - Масса
71 контакт ЭБУ - К-Лайн (сюда подключается адаптер для программирования)
13 контакт ЭБУ - Включение зажигания (+12В)
12 контакт ЭБУ – Неотключаемое питание (+12В)
43 контакт ЭБУ - Разрешение программирования (+12В, через резистор порядка 4КОм)
44,63 контакт ЭБУ - Питание главного реле (+12В)
+12 и массу можно получить с обычного блока питания из компьютера.
Озадачившись таким количеством проводов и работы я решил что это не для меня
Сравнив указанную схему и электрич. схему авто я пришел к выводу что помимо +12 на 43 ноге нужны еще два +, а именно +12 на 44 и 63 ноги. В очередной раз взял бук с собой, пришел в машину, взял 3 иголки и воткнул их в соответствующие гнезда колодки. Включил зажигание и вуаля !!!! Нажатие на заветную кнопочку «Установить связь» в Чиплодыре не привело к появлению ошибок!!! Моей радости небыло границ!
Послесловие:
Сам по себе процесс прошивки занял у меня около минуты, после чего я отправился для тестирования купленной прошивки. Результат оказался двояким: машинка поехала значительно лучше, почти полностью исчезли провалы при нажатии и полном резком отпускании педали газа, расход оказался чуть меньше (пока накатал всего 100 км, поэтому сравнивать рановато) но зато двигатель начало немного «потрясывать» на ХХ. Т.к. в моей системе отсутствует ДК то попробую съездить на диагностику, может подправят СО и детонация исчезнет…
Теперь в планах опробовать все прошивки что я успел накачать