Генераторы

Автор: | Дата:

На протяжении всей истории, развития автомобилей с двигателем внутреннего сгорания бок о бок на равных шёл и генератор вырабатывающий электрический ток, для электроснабжения электрических систем автомобиля и непосредственно самого двигателя. Это агрегат является важнейшей частью автомобиля, а последние 50 лет безусловно неотъемлемой частью любой машины.

Устройство генератора

На современных автомобилях устанавливается генератор переменного тока, компактной конструкции. Он состоит: Из статора, ротора, диодного моста, регулятора напряжения. Автомобильный генератор - это типичная машина переменного тока, дополненная выпрямителем, для преобразования переменного тока в постоянный, а так же оснащённая регулятором напряжения, который соответственно поддерживает заданные параметры напряжения, не зависимо от оборотов вала генератора.

Статор - грубо говоря цилиндр (скорее даже кольцо), в котором вращается ротор, на железный сердечник статора наматывается трёхфазная обмотка. Статор является частью корпуса генератора его "средней" частью, спереди соединяется с передней крышкой генератора, сзади соответственно с задней.

Ротор - расположен на вращающемся валу генератора, приводится во вращение двигателем, через ременную передачу. Ротор это электромагнит, возбуждаемый постоянным током. На роторе есть южные и северные полюса. При вращении возбуждённого ротора, возникает переменное магнитное поле, которое индуктируется в статоре, соответственно в трёхфазной обмотке статора, возникает электрический ток.

Диодный мост - специальная шина, на которой расположены полупроводниковые элементы - диоды или стабилитроны. Корпус диодного моста, так же является радиатором-теплоотводом, охлаждающим диоды. Вывод каждой фазы соединён с двумя диодам, "плюсовым" и "минусовым", эти диоды выпрямляют переменный ток фазы, то есть, как бы делят переменный ток на "+" и "-". Минусовые и плюсовые диоды, соединенны между собой. Минусовые диоды соединены с корпусом генератора т.е. "массой" автомобиля. Плюсовые диоды имеют силовой вывод к которому крепится провод соединяющий генератор с электросистемой автомобиля.

Регулятор напряжения - Полупроводниковый элемент, состоящий из транзистора и стабилетрона. Задача этой детали поддерживать напряжение в заданных параметрах, то есть грубо говоря если бы его не было, то при увеличении оборотов двигателя, напряжение в элетроцепях автомобиля сильно возрастало, это приводит к перезаряду аккумулятора, выходу из строя электроники, перегоранию ламп и т.д. Регулятор напряжения объединён с щёточным узлом. Работа регулятора заключается в том, что он отключает подачу тока на ротор, то есть перестаёт возбуждать генератор при повышении напряжения. Соответственно поддерживается постоянное напряжение, необходимое для работы электрооборудования и зарядки аккумуляторной батареи.

Корпус генератора - Выполнен из силумина, состоит из передней и задней крышки, а также статора, промежуточной части, одновременно являющейся и частью корпуса. В крышки запрессовываются подшипники, на которых вращается вал ротора. Крышки имеют отверстия, через которые свободно проходит воздух. Для охлаждения, на валу генератора, спереди и сзади, ротора установлены крыльчатки, которые создают интенсивное движение воздуха внутри генератора.

Неисправности генератора

Бывают механические и электрические. Механические, связанны с износом подшипников, это приводит к шуму в шарикоподшипниках, заклиниванию ротора и т.д. При перекосе ротора может деформироваться статор. что приведёт к повреждению трёхфазной обмотки. Электрические-перегрев диодов выпрямительного моста, их выгорание, обрыв обмотки возбуждения ротора, выгорание трёхфазной обмотки из за замыкания на массу и выход их строя регулятора.

"Перезарядка" - повышенное напряжение. Может стать следствием неисправности, регулятора напряжения, или же межвиткового замыкания ротора.

Падение напряжения, то есть отсутствие зарядного тока, является причиной перегорания диодов, обрыв обмотки возбуждения ротора, неисправность регулятора напряжения, отсутствие первичного возбуждения генератора, или же выгорание, обрыв или межвитковое замыкание трёхфазной обмотки статора.

Механический износ подшипников, а так же трещины силуминовых деталей корпуса и т.д. обусловлен механическим износом, выработкой смазки и т.д. Следует отметить, что старые генераторы, из за коррозии, могут тяжело разбираться, от этого может произойти деформация, трещины и сколы силуминовых крышек генератора.

Следует отметить, что генераторы выпускаются не автозаводами, а отдельными электротехническими фирмами. Есть несколько основных фирм изготавливающих электрооборудование: Bosch, Siemens, Valeo, Delco Remy, Denso, Hitachi, Valeo и другие. Чтобы не усложнять производство, каждая фирма выпускает несколько моделей генераторов, которые отличаются своими креплениями, это означает, что на один и тот же двигатель, к примеру автомобиля Audi, выпускаются генераторы разных производителей, то есть возможна установка генераторов: Bosch, Siemens, Valeo. Так как эти генераторы, выпускаются специально для этого автомобиля, они все имеют одинаковое крепление, отвечают заданным параметрам по мощности, напряжению, габаритным размерам и т. д. Но могут отличаться устройством, деталями и т.д.

Мы производим ремонт и диагностику неисправности генераторов, замену подшипников, снятие и установку электроагрегатов.

Генератор ВАЗ 2110

Описание:

  1. кожух;
  2. вывод «В+» для подключения потребителей;
  3. помехоподавляющий конденсатор 2,2 мкФ;
  4. общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения);
  5. держатель положительных диодов выпрямительного блока;
  6. держатель отрицательных диодов выпрямительного блока;
  7. выводы обмотки статора;
  8. регулятор напряжения;
  9. щеткодержатель;
  10. задняя крышка;
  11. передняя крышка;
  12. сердечник статора;
  13. обмотка статора;
  14. дистанционное кольцо;
  15. шайба;
  16. конусная шайба;
  17. шкив;
  18. гайка;
  19. вал ротора;
  20. передний подшипник вала ротора;
  21. клювообразные полюсные наконечники ротора;
  22. обмотка ротора;
  23. втулка;
  24. стяжной винт;
  25. задний подшипник ротора;
  26. втулка подшипника;
  27. контактные кольца;
  28. отрицательный диод;
  29. положительный диод;
  30. дополнительный диод;
  31. вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)

Электрическая схема генератора ВАЗ 2110

Схема соединений системы генератора

  1. аккумуляторная батарея;
  2. генератор;
  3. монтажный блок;
  4. выключатель зажигания;
  5. контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов