Высоковольтные системы зажигания бензиновых моторов, свечи зажигания, провода, катушки зажигания, модули зажигания, распеделители зажигания

Автор: | Дата:

Все бензиновые моторы современных двигателей, оснащены системами зажигания, которая воспламеняет рабочую смесь. Без систем зажигания пока не могут обойтись двигатели внутреннего сгорания. Со временем системы становились всё более совершенными. Изначально это были простые электромеханические системы. Теперь же системы стали электронными, с компьютерным управлением, для работы которых разрабатываются специальные программы. Причём на новых электронных системах зажигания, система может регулировать опережение зажигания в различных цилиндрах самостоятельно и по разному, в зависимости от нагрузки, внутренних и внешних факторов.

Как устроенна система зажигания - этой теме можно отвести целы тома, а может даже и библиотеки, конечно я не учёный и не конструктор, поэтому сверх детально и подробно не могу рассказать о всех расчётов и особенностей систем зажигания. Но в общих чертах я опишу как работает система зажигания, какие есть слабые стороны у различных систем, какие особенности и нюансы.

Изначально системы зажигания были механические, а точнее электро механические. Где распределитель зажигания, контакты прерывателя, приводятся во вращение от распредвала или коленвала мотора.В жизни такие системы к примеру применяются в автомобиле "классика", где есть всем известные контакты - прерыватель, благодаря которому подаётся ток на катушку зажигания, формируется высоковольтный заряд, который через трамблёр зажигания поступает на свечу определённого цилиндра, где происходит разряд через свечу зажигания. В следствии чего воспламеняется рабочая смесь. Но эта устаревшая система и найти её кроме "классики" больше пожалуй не где. Эта система не очень интересна, мало надёжна, и "давно изучена, ещё нашими дедушками". К слабым сторонам можно такие элементы как: 1) непосредственно сами контакты прерывателя, которые сгорают, и сбивается их регулировка, 2) Высоковольтные провода, которые часто потеряв на каком то участке изоляцию, вызывают пробой искры на массу вместо свечи зажигания, 3) крышка трамблёра, с изнашивающимися контактами, 4) Бегунок распределителя с резистором, который выгорает. К сильным сторонам: довольно надёжную катушку зажигания, которая может работать десятилетиями, в виду своей простоты, и большим габаритным размерам.

Следующая система зажигания - с применением электронных компонентов. Так же с использованием механики, для вращения распределителя. Но вместо контактов прерывателя зажигания используется, датчик хола или индуктивный датчик, который формирует импульсы, которые поступают на электронный блок (транзисторный ключ) от которого соответственно подаются импульсы на катушку зажигания, которая выдаёт на трамблёр (распределитель зажигания) высоковольтный ток, который дальше распределяется по цилиндрам. Такая система имеет огромное количество различных конструктивных разновидностей. К примеру на автомобилях Opel, в распределителе зажигания расположен помимо датчика индуктивности еще и коммутатор (электронный ключ) такая же система, объединяющая в распределителе не только датчик но и коммутатор, устанавливалась на многих японских, корейских автомобилях. Эта система была и в карбюраторных моторах и в инжекторных, причём очень часто показания датчика холла или индуктивного датчика используются не только для системы зажигания, к примеру в Opel и Volksvagen, на блок управления для подачи топлива форсунками используются показания датчика холла или индуктивного датчика трамблёра.

Следующий шаг - статические системы зажигания, в которых нет каких либо движущихся и вращающихся частей. Первые статические системы зажигания состояли из модуля зажигания - в состав которого входило две или три высоковольтных катушки, эти катушки имели такие же высоковольтные выводы на свечи зажигания. Импульсы для искрообразования подавались с электронного блока управления двигателем. В блоке управления двигателем были расположены специальные силовые транзисторы, которые быстро подавали импульс на катушки зажигания, или же силовые транзисторы (электронные ключи), находились непосредственно в самом модуле зажигания. Преимущества в более высокой надёжности и исправности электроники, а так же отсутствие механических частей, благодаря этому экономилось место моторного отсека.

Последние современные системы зажигания - применяются на большинстве современных инжекторных моторов. С индивидуальными катушками на каждый цилиндр. Такие системы так же управляются непосредственно электронным блоком управления. Эта система применяется в системах норм токсичности "Евро 3" и выше. В первые такую систему с индивидуальными катушками на каждый цилиндр я увидел на моторах BMW.

Какие регламентные работы можно провести и что нужно своевременно менять, чтобы высоковольтная система работала исправно и не подвела в самый не подходящий момент? На системах с распределителем зажигания: 1) Своевременно менять высоковольтные провода, крышки распределителя зажигания (трамблёра), бегунки распределителя. 2) Катушка или модуль зажигания должен быть в чистоте, на катушке или модуле не должно быть: грязи, масла, охлаждающей жидкости, воды и прочей грязи. Это предотвратит образования утечки искры, по дорожкам из грязи образовавшейся на катушке или модуле зажигания. Модуль зажигания в свою очередь в чистоте будет предохранён от перегрева. 3) Своевременно менять свечи зажигания, так как некоторые владельцы иномарок не меняют свечи зажигания по сто тысяч километров... 4) В системах с распределёнными катушками зажигания на каждый цилиндр, катушки, как правило вставлются своими наконечниками в свечные колодцы клапанной крышки. В этом случае необходимо время от времени проверять, чтобы в свечной колодец не попадало масло, из за плохого уплотнения прокладки, между головкой блока и клапанной крышкой.