Катализаторы и лямбда зонды

Автор: | Дата:

Каталитические нейтрализаторы (катализаторы) устанавливают в выпускной системе, попросту в глушителе или в выпускном коллекторе для очищения выхлопных газов, снижения концентрации газа СО в выхлопе. Эта система начала применяться с середины 80-х годов, еще на некоторых карбюраторных двигателях, и получила обязательное применение на почти всех инжекторных машинах.

Сам катализатор представляет из себя полость в виде цилиндрической банки с входным и выходным отверстиями, которыми он крепится к глушителю. Внутренняя часть катализатора представляет собой тонкий пористый керамический фильтр. На керамику нанесено специальное напыление из драг металлов.

При прохождении выхлопных газов через катализатор, при высокой температуре происходит химическая реакция, при которой уменьшается содержание газа СО. Керамическое основание катализатора чувствительно к перегреву, от перегрева оно разрушается. Разрушение катализатора может наступить из за того, что на керамике может осесть не сгоревшее топливо пере обогащённой рабочей смеси. Оно может загореться на раскалённом керамическом элементе и вызвать перегрев.

Специальный датчик содержания кислорода в отработавших газах-лямбда зонд. Этот датчик измеряет содержание кислорода в выхлопе, на основании чего, блок управления двигателем регулирует состав рабочей смеси, система стремится выровнять чистоту выхлопа двигателя и сделать выхлопной газ как можно стабильней для того чтобы он меньше засорял катализатор и не вызвал его разрушения. Лямбда зонды бывают: одно, двух, трёх, четырёх и пяти контактные. С подогревом и без. Работает этот датчик при высокой температуре. Подогрев датчика служит для ускорения начала его работы. Обычно по "бошевской" стандартизации провода распиновываются следующим образом: черный - сигнальный, серый - "+" питания датчика, два белых - питание ("+" и "-") спирали подогрева. У японских датчиков своя распиновка, но устройство сходное с датчиками Бош. Датчик кислорода одно, двух, трёх, четырёх проводной - выдаёт показания примерно от 0,1 - 0,7 Вольт, это показание должно меняться в виде синусоиды. Пяти проводный лямбда зонд - широкополосный, показания выдаются по току, устанавливается на новых машинах.

При неправильных показаниях датчика кислорода, можно выявить причины неполадок системы - возможно разрушен и забит катализатор, не правильно измеряется массовый расход воздуха, неправильно выдаёт показания сам датчик кислорода. Для выявления причины необходимо проводить диагностику системы, к примеру вышедший из строя регулятор давления топлива, может привести к пере избыточному давлению топлива, то есть к пере обогащению рабочей смеси. Что приведет к разрушению катализатора и возможно выходу из строя датчика кислорода.

Симптомы

Снижение мощности, затруднительный пуск двигателя или вообще невозможность запуска, запах гари. При сильном перегреве вы можете увидеть как раскалился каталогизатор.

Как можно устранить проблему?

Замена неисправных узлов, катализатора, лямбда зонда. Очень часто (особенно на иномарках) катализатор просто вырезают и вместо него вваривают трубу, так как этот элемент весьма не дешев (цена от нескольких тысяч рублей).

Иногда система не может работать без катализатора, т. к. он своей плотной ячеистой структурой создаёт препятствие выхлопному газу и создаёт некое давление, которое необходимо для правильной работы датчика кислорода. В таких случаях возможен затруднительный пуск двигателя в мороз. Высвечивание постоянной ошибки работы двигателя и т.д.

Существует несколько способов замены катализатора:

  1. На простую сквозную трубу
  2. На универсальный дешёвый китайский катализатор, но для этого потребуется приваривать оригинальные крепления от старого катализатора
  3. На специальную трубу с заслонкой, то есть как бы имитирующею катализатор, труба содержит заслонку которая создаёт препятствие (подпорку) выхлопному газу, тем самым создавая необходимое давление для правильной работы датчика кислорода.
  4. На оригинальный катализатор.

Датчики кислорода можно тоже заменять на не оригинальные, в виду того что оригиналы стоят дорого. Средняя цена не оригинального датчика 800 - 1300 рублей. В место второга лямбда зонда, при удалении катализатора, можно поставить специальный эмулятор, имитирующий сигналы правильной работы системы. Проверяют работу датчика кислорода, мультиметром, осциллографом или компьютерной диагностикой.